ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Для слабовидящих
Поиск  
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Средняя общеобразовательная школа № 35"
г. Каменск-Уральский
ул. Железнодорожная, д. 22, 10.
(3439)345-312, (3439)345-311
453119@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Средняя общеобразовательная школа № 35"
Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен
МЕНЮ

17
июня
2025

photo_5253464947357246793_y

Берсенева Н.А., руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 35» города Каменска-Уральского

Какой он - современный учитель? Какие качества нужны ему прежде всего? На что необходимо ориентироваться в первую очередь при анализе работы? Какие наиболее эффективные методы, приёмы и формы работы использовать в обучении русскому языку и литературе, чтобы соответствовать современным образовательным запросам общества и обеспечить эффективный результат освоения образовательных программ выпускником школы? Эти и другие вопросы ставит перед собой каждый учитель-словесник. Эти вопросы волнуют и нас, учителей русского языка и литературы Средней школы № 35.

Постоянный состав словесников Средней школы № 35 города Каменска-Уральского — Берсенева Наталья Анатольевна, Плотникова Анна Николаевна и Ганьшина Люсиена Михайловна. Это слаженный коллектив профессионалов, учителей высшей категории, объединенных общей идеей: быть для учеников проводниками в мире слова, не просто вести ребят по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мира русской речи, формировать душу ребёнка, чуткую к доброте и красоте. Школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы нашей школы работает над темой «Смысловое чтение как универсальное учебное действие и средство формирования компетентности обучающихся». Целью работы педагогов является повышение качества образовательного процесса через применение современных подходов к формированию навыка смыслового чтения в образовательной деятельности. Методическая тема объединения обусловлена образовательными условиями современного учебного процесса. Чтобы достичь поставленной цели, мы определили поэтапные задачи.

Прежде всего это совершенствование профессионального мастерства учителей в ходе изучения теоретических основ технологии смыслового чтения. С 2016 года под руководством методиста Центра дополнительного образования Усовой Ирины Васильевны на базе Средней школы № 35 работает городская площадка по консультированию и обмену успешными практиками для учителей русского языка и литературы города Каменска-Уральского. Удобным форматом работы стали городские семинары для учителей-словесников (коуч-сессия «Научи меня читать: технологии продуктивного чтения» в рамках городского конкурса методических служб общеобразовательных учреждений города, творческий отчет ШМО «Технологии продуктивного чтения», городской семинар для учителей русского языка и литературы «Технологии продуктивного чтения: вопрос преемственности в контексте ФГОС», открытое мероприятие для городского педагогического сообщества учителей-словесников «Опыт и практики подготовки к ОГЭ по литературе») и городские открытые уроки (урок по литературе в 8 классе по книге Тода Штрассера «Волна» и Б.Васильева «А завтра была война…», «Урок-практикум по смысловому чтению при подготовке к заданию 27 ЕГЭ» (Берсенева Н.А.), «Подготовка к написанию сочинения ОГЭ 15.2» (Плотникова А.Н.) в цикле «Технологии продуктивного чтения в процессе подготовки к ОГЭ, ЕГЭ».

Грамотно планируя учебное занятие, понимая, что каждый урок русского языка - сложная, целостная, динамическая система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов содержания учебного материала, организации учебной работы[1], учителя грамотно управляют учебно-познавательной деятельностью школьников, развивают их творческие способности, формируют предметные и метапредметные учебные действия, систему знаний.

Большое внимание в Средней школе № 35 уделяется системной курсовой подготовке и экспертной работе в оценивании олимпиадных работ, проектов НПК, итогового сочинения, итогового собеседования, ОГЭ. Обеспечить высокий результат обученности школьников может только такой учитель, который владеет и предметом, и тонкостями критериального подхода в оценивании результата.

О качестве образования - приоритетном направлении в деятельности современной школы — судят прежде всего по результатам обязательной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. Школьное методическое объединение учителей-словесников нашей школы проводит большую работу в рамках подготовки ко всем независимым оценочным процедурам. Выпускники Средней школы № 35 стабильно показывают высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, за которыми стоит ежедневный, кропотливый, рутинный труд педагогов, обучающихся и их родителей. В течение многих лет в выпускных классах сложилась своя система работы. Один из принципов — непрерывность взаимодействия: учитель отвечает за подготовку учащихся с 5 по 9 класс. Уверенность в педагоге, его авторитет, знания, методическая грамотность помогают ученику преодолеть психологический страх перед экзаменом, быть к нему готовым. Востребованы у учителей нашей школы и диагностические работы системы «Статград», формы и методы проведения которых максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках школы. Большое внимание уделяется обучению учащихся работе по заполнению бланков. Проведение таких работ позволяет учителю-предметнику вести мониторинг, анализировать результаты учащихся и вырабатывать стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала. Такой анализ позволяет учителю выявить пробелы в знаниях и организовать индивидуальную работу над ошибками на консультациях, организованных для обучающихся школы в дополнительное внеурочное время. Эти занятия являются обязательными для учеников, организуются в малых группах, все занятия для обучающихся в нашей школе проводятся бесплатно. Такая форма подготовки доказала свою эффективность стопроцентной успеваемостью.

В выпускных классах учителями активно используются дополнительные материалы сайта ФИПИ (Открытый банк заданий), сборника И.П.Цыбулько. Привычными стали интерактивные формы взаимодействия с учениками на платформах «Решу ОГЭ/ЕГЭ», «Дневник.ру».

Обязательна в нашем коллективе и совместная, слаженная работа предметника и классного руководителя, который отвечает за работу с родителями обучающихся: в плане подготовки к государственной итоговой аттестации предусмотрено проведение тематических родительских собраний (как общешкольных, так и в отдельных классах) с участием администрации школы, учителей-предметников и школьного педагога-психолога. Обязательно ознакомление родителей с результатами диагностических работ. Особое внимание – к учащимся «группы риска» и их родителям, а также к одарённым детям и обучающимся, претендующим на получение медали «За особые успехи в учении».

Среди приемов хорошо зарекомендовала себя работа с готовыми вариантами экзаменационных работ, в которой ученик выступает в роли эксперта. Именно тогда возникает понимание того, как правильно писать и на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на требования, которые к нему предъявляются.

Совершенно очевидно, что за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно, это результат длительный и кропотливый. И нельзя всю работу строить исключительно только на подготовке к экзаменам, забывая, что конечный результат — развитая, конкурентноспособная, умеющая критически мыслить и оценивать ЛИЧНОСТЬ, поэтому от нас, учителей словесников, зависит очень многое. Нам важно, чтобы наши выпускники знали и любили свою малую родину, читали и ценили замечательных русских классиков, были грамотными и успешными. Такими мы хотим видеть выпускников Средней школы № 35.

Подводя итог, хочется отметить, что современный учитель – это учитель, который не просто знает и любит свой предмет, но это учитель, который передаёт свою любовь и знания своим ученикам, это учитель, который верит в своих учеников, а ученики верят своему УЧИТЕЛЮ!

17
июня
2025

Плотникова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Средней школы № 35 г.Каменска-Уральского, в.к.к.

В течение последних лет учащиеся школы №35 успешно сдают экзамен по литературе в 9, 11 классах, поэтому хотелось бы поделиться той системой работы, которая прошла испытания временем и успешно используется при подготовке к экзамену по литературе.

Экзамен по литературе – одна из острейших образовательных тем сегодня. Экзамен по литературе нужен тем выпускникам, которые планируют поступать на специальности, связанные с лингвистикой и филологией, а также журналистикой и другими творческими специальностями. Как правило, этот предмет выбирают менее 10 процентов школьников. По праву ОГЭ/ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения, можно сказать, начиная с пятого класса, но и их содержание, основной смысл прочитанного и, конечно же, образы главных героев произведений. Чтобы иметь право поступать в вуз результатам ЕГЭ по литературе, нужно набрать достаточно высокие баллы.

Подготовку к любому экзамену тем более к такому специфическому, творческому экзамену, нужно вести планомерно, начиная с 5 класса, соблюдая принцип рациональности и доступности. Сразу скажу, что экзамен этот творческий, требует обладания большим словарным запасом и умения логично и ясно формулировать свои мысли. Хорошо сдать его способен ученик, отлично владеющий навыками рассуждения и грамотной речи.

В соответствии с этим, подготовка к экзамену по столь сложной дисциплине нужно осуществлять принципиально иным образом, задействуя для подготовки (помимо традиционной системы) все современные образовательные средства и ресурсы.

Несмотря на сложность экзамена по литературе, ежегодно в нашей школе его выбирают для сдачи и в 9, и в 11 классе. Средний балл ОГЭ по литературе в нашей школе - 4,5; ЕГЭ: максимальный балл – 90. Такая популярность этого предмета связана с той системой преподавания литературы, которая успешно применяется как мной, так и другими учителями-словесниками нашей школы. Подготовка ведётся в 3 направлениях: 1) на уроках литературы;2) в рамках консультаций, проводимых в разноуровневых группах после уроков (с применением ИКТ) ;3) в рамках внеурочной деятельности (мероприятия). Подробнее остановлюсь на первых двух направлениях.

Подготовка в рамках урока. Школа 35 работает по программе под ред. Меркина. Хотелось бы отметить, что в учебниках литературы (5-8 кл.) Г.С. Меркина усилен сопоставительный аспект. Кроме того, готовясь к выступлению, я подобрала ряд примеров заданий учебника, чтобы показать сходство с экзаменационными заданиями. Модели оценивания работ по литературе. В этом году я занялась разработкой критериальной системы оценивания работ разного вида – от устных ответов до письменных, считаю целесообразным сблизить оценивание работ по литературе с оцениванием экзаменационных работ.

Подготовка в рамках консультаций в разноуровневых группах даёт возможность практически индивидуального подхода к учащимся, т.к. в составе группы 1-2 человека. Кроме того, такая подготовка позволяет использовать информационные ресурсы в более полном объёме, чем, например, при работе в классе на уроке. Подробнее остановлюсь на этом.

Современное общество активно включилось в процесс, называемый информатизацией. Информационные технологии внедряются во все сферы жизни, в том числе образовательную.

Одним из важнейших направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

Основная образовательная ценность информационных ресурсов в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, доступными и учителю, и ученику. В отличие от обычных средств образования информационные технологии позволяют не только «насытить» обучающегося большим количеством теоретической информации, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными видами и источниками информации.

Как учитель литературы я уделяю большое внимание повышению мотивации к чтению всех своих учеников, потому что учащиеся, сдающие экзамен по литературе, уже, как правило, являются «читающими» детьми. Этот процесс должен быть ненавязчивым и интересным, увлекательным для школьников. Стараюсь использовать для достижения цели разнообразные электронные ресурсы, руководствуясь принципом рациональности: от мультимедиа технологий до социальных сетей. Современные подростки живут в век новейших технологий, и в век цифровых возможностей книга становится все менее популярной в подростковой среде. Необходимо менять формы и способы взаимодействия с учащимися для того, чтобы сделать процесс подготовки к экзамену не только эффективным, но и интересным для учащихся.

Использование ИКТ предполагает достаточно высокий уровень общей коммуникативной культуры учителя и учеников. За последние несколько лет я приобрела серьёзный опыт организации информационного взаимодействия: освоила культуру получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования, передачи и интеграции различного рода информации.

Мультимедийная презентация. Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность. Мультимедийная презентация доносит любую необходимую информацию до учащихся в интересной, современной форме: яркий видеоряд, авторское чтение, «кликабельные» ссылки, наложение звука и видео. У учащихся постепенно проявляется интерес к самостоятельному созданию презентаций Power Point по любимой книге или волнующему их нравственному понятию. Полученные материалы активно используются на уроках литературы и классных часах. В течение нескольких лет совместно с учащимися мы создавали Банк электронных ресурсов по школьному курсу «Литература», включающий в себя презентации о биографиях известнейших авторов русской и зарубежной литературы и их произведениях. Банк постоянно пополняется как моими презентациями, так и презентациями, созданными учащимися.

Аннотированный электронный каталог современных произведений для подростков. Каталог помимо электронной версии, созданной в Microsoft Word, имеет и бумажный вариант, постоянно пополняется. Созданный совместно с ученицей каталог был представлен на городской НПК 2 года назад в социокультурной секции (результат - 1 место, а на Областной НПК девочка заняла достойное 4 место). Каталог содержит 17 произведений отечественной и зарубежной современной литературы, представляющих собой высокую эстетическую ценность, с аннотациями и отзывами учеников. В каталоге 2 раздела (отечественная литература и зарубежная литература), все произведения классифицированы по жанрам. Данный каталог был распространен в городском педагогическом сообществе учителей-словесников.

Буктрейлер. Небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема «сначала книга, потом кино» начинает работу в обратном направлении». Результат представления буктрейлеров на уроках литературы свидетельствует о том, что видеоконтент побеждает другие средства подачи информации. Вновь создаваемые буктрейлеры пополняют коллекцию в Банке электронных ресурсов. Можно создавать буктрейлеры по заданной тематике (например, «Тема природы в стихотворениях русских поэтов 2 половины 19 века»), что позволит сделать процесс подготовки к экзамену по литературе более эффективным в плане временных затрат на повторение материала кодификатора.

Социальные сети. То, что подростки несколько часов в день проводят в социальных сетях, стало фактом. Моя задача как учителя сделать так, чтобы и в социальных сетях подростки могли почерпнуть информацию, которая будет полезной при подготовке к итоговой аттестации. В одной из популярных в подростковой среде социальной сети мной создана группа 11 А класса, в которой состоят все учащиеся моего класса. На стене данной группы я размещаю информационные посты, связанные с экзаменом по литературе, теоретические статьи, подборки материалов по теории литературы. В статистике просмотров я могу отслеживать «популярность» записей, по «лайкам» понимаю, какая информация была наиболее актуальной, а комментарии ребят дают возможность обсудить и проанализировать интересные и волнующие их моменты (интерактивность).

Современные приложения. Для подготовки к экзамену по литературе есть несколько приложений, которые оказывают бесценную помощь в овладении материалом, помогают быстро восстановить в памяти забытый материал, повторить усвоенное. «Живые страницы» – это приложение для мобильных устройств на платформе Android, которое позволяет по-новому взглянуть на лучшие произведения русской литературы. Интерактивные элементы и новые сценарии навигации полностью меняют представление учащихся о чтении. Приложение помогает глубже погрузиться в сюжеты литературных произведений, отследить пересечения судеб главных героев книг и почувствовать дух эпохи, в которой они жили. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» наряду с текстом книги, в приложении можно изучить связанные с романом исторические факты, географические данные и временную шкалу, на которой разворачиваются события романа. Историки — эксперты «Живых страниц» — собрали информацию об уголовных и административных делах, которые изучал Достоевский, работая над романом. Определены точные даты ключевых событий романа, а действия главных героев прослежены с точностью до дня («27 августа», «5 ноября») и часа («третий час пополудни», «восемь часов вечера»). Воссоздана карта Петербурга, позволяющая узнать, на какой улице и в каком доме происходят события романа, а также увидеть научное обоснование выбора местоположения.

Работа в системе «Статград». Система «Статград» — это система дистанционной подготовки к ЕГЭ и ГИА, проводимая Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования. В течение года школа получает диагностические и тренировочные работы по литературе. Работа в системе позволяет проводить как текущий тематический/итоговый контроль, так и проводить мониторинг сформированности знаний и практических учений учащихся, отслеживая результаты по каждому типу заданий.

Сайты «Решу ЕГЭ. Литература», ФИПИ, Захарьина.ру – универсальные помощники любого учителя в плане подготовки к ЕГЭ по литературе (можно сформировать собственные варианты экзаменационных работ с учетом потребностей учащихся, сгенерировать тест с любым количеством вопросов, выбрать определенный период русской литературы, необходимый для повторения). Система «Решу ЕГЭ» позволяет вести журнал достижений учащихся.

© 2025. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35».